Представитель Шуры Люберецкого в ЖЖ (brat_luber) wrote,
Представитель Шуры Люберецкого в ЖЖ
brat_luber

Categories:

Про железнодорожную артиллерию и русские линкоры

На Поклонной горе в Москве в числе прочих экспонатов музея боевой техники выделяется (прежде всего, своими размерами и калибром) железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12. Но мало кто задумывался, что эти установки имеют довольно интересную историю.

transporter

Рассказ о них начну издалека. В 1905 году все ведущие морские державы, изучая опыт русско-японской войны, пришли к выводу, что “традиционные” броненосцы с небольшим количеством крупнокалиберных орудий (10-12 дюймов) и внушительной батареей артиллерии среднего калибра (6-8 дюймов) - это тупиковый путь развития. Конечно, проекты кораблей с 10-12 дальнобойными орудиями калибра 12 дюймов и более начали появляться и в 1902-1903 году, но отказ от артиллерии среднего и мелкого калибра стал “модным трендом” лишь по итогам войны.

В январе 1905 года в США утверждают проект “Мичигана”, в июне того же года в Англии обсуждается проект “Дредноута”. Вступивший в строй уже в конце 1906, “Дредноут” стал прототипом для целого класса кораблей, а его название стало нарицательным.

Естественно, все остальные броненосцы, строившиеся в расчете на “старые” морские доктрины в одночасье оказались устаревшими. Фактически, ни один из них не мог составить сколько-нибудь серьезную конкуренцию английской новинке, более чем вдвое превосходившей их по мощности крупнокалиберной артиллерии. Все ведущие державы приступили к проектированию и строительству собственных дредноутов. Удивительно, но тяжелее всего в этой гонке пришлось Англии - если до 1905 года английский флот вдвое превосходил по силе флот любой другой страны, то после него англичанам пришлось спешно строить новые и новые дредноуты, чтобы хотя бы поддерживать паритет с немецким флотом, который до этого вообще не принимался в расчет. Свои дредноуты строили Франция, Италия, и даже Австро-Венгрия. Такие “гиганты” мировой политики, как Бразилия, заказывали постройку дредноутов в других странах. Россия тоже не осталась в стороне. Ни достраивавшаяся “Слава”, ни “новейшие” броненосцы серии “Андрей Первозванный” уже не удовлетворяли современным требованиям, и в 1907 году был объявлен конкурс на лучший проект дредноута для Балтийского флота, в котором победил проект Балтийского завода, разработанный Иваном Бубновым.

Линкоры типа Севастополь (сверху) и Императрица Мария (снизу)

Линкоры типа Севастополь (сверху) и Императрица Мария (снизу)

Было построено четыре корабля: “Севастополь”, “Гангут”, “Петропавловск” и “Полтава”. Все они были заложены в один день 15 июня 1909 года и вступилли в строй в конце 1914 года. Одновременно с постройкой дредноутов на Балтике, был разработан и проект для Черноморского флота. Серия включала три корабля: “Императрица Мария”, “Екатерина II” и “Александр III”.

Если балтийские дредноуты за всю войну не сделали ни единого выстрела, а с немецкими дредноутами сражались старые броненосцы, типа “Цесаревича” и “Славы”, то их черноморские собратья, едва вступив в строй в 1915 году, сразу начали активно использоваться. Правда, единственным серьезным боем была встреча “Императрицы Марии” и немецкого линейного крейсера “Гебен”.

Судьба всех черноморских дредноутов оказалась несчастливой. “Императрица Мария” затонула в 1916 году из-за взрыва и последовавшего за ним пожара, “Екатерина II”, переименованная в 1917 году в “Свободную Россию”, была затоплена по приказу Ленина в Новороссийске. Третий линкор этой серии, “Император Александр III”, вступивший в строй в 1917 году уже под названием “Воля”, остался в Севастополе, где “пошел по рукам”, оказываясь в составе украинского, английского, немецкого, и, наконец, врангелевского флота. Вновь переименованный в “Генерал Алексеев”, линкор в 1920 году ушел с остатками Черноморского флота в Бизерту.

В 1917 году, кроме того, была начата постройка еще нескольких линкоров, которые на момент революции находились в разной степени готовности. К ним были заказаны орудия, а готовность по корпусу составляла до 70%.

Советское правительство, получив четыре линкора на Балтике, оказалось неспособно поддерживать их в боеготовом состоянии, а достраивать новые - тем более. Корпуса линкоров “Демократия” (до 1917 года - “Николай I”) и “Измаил” планировали закончить вплоть до 1927 года, а “Бородино”, “Кинбурн” и “Наварин” были проданы на слом в Германию в 1922 году.

В середине 20-х начался ремонт и модернизация балтийских линкоров. Был частично разобран и разоружен пострадавший от пожара “Фрунзе” (бывшая “Полтава”), а “Марат” (”Петропавловск”), “Октябрьская революция” (”Гангут”) и “Парижская коммуна” (”Севастополь”) серьезно модернизированы. Кроме того, в СССР имелось большое количество предназначенных для недостроенных линкоров орудийных стволов, в добавок к которым водолазы ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения) подняли уцелевшие орудия “Императрицы Марии” и “Екатерины Второй”.

В 1927 году был предложен проект железнодорожной установки, вооруженной 14-дюймовым орудием (для серии “Измаил”). Предполагалось, что такие установки смогут вести огонь по линкорам противника, если те войдут в Финский залив. Установка получила название ТМ-1-14 (1 - порядковый номер, 14 - калибр орудия). Затем были спроектированы установки ТМ-2-12 с двенадцатидюймовыми орудиями от линкоров типа “Андрей Первозванный” и ТМ-3-12 с орудиями, предназначавшимися для черноморских линкоров. Эти установки применялись в основном на Балтике, но часть транспортеров перебросили на Дальний Восток. Кроме того, планировалось устройство позиций для них под Одессой.

Батарея №9, вооруженная установками ТМ-3-12, приняла участие в советско-финской войне. После завершения боевых действий батарея была переведена на полуостров Ханко. После начала Великой Отечественной войны и последующнй эвакуации советских частей из Ханко было решено уничтожить эти установки. Стволы были взорваны, а транспортеры выведены из строя.

Тем не менее, трудолюбивым финнам удалось восстановить батарею. Транспортеры отремонтировали, а орудия купили еще в 1939 году у правительства Франции. В 1936 году ушедший в составе белого флота линкор “Генерал Алексеев” был разобран в Бизерте на металл, но орудия французы сохранили. Финнам досталось 8 орудий из 12. Пароход с оставшимися четырьмя был задержан в норвежском Бергене после немецкой оккупации Норвегии. Несмотря на “союзнические обязательства”, немцы конфисковали груз, и использовали орудия при создании “Атлантического вала”, вооружив ими батарею на острове Гернси. Летом 1944 года эта батарея добилась попадания в американский крейсер. Кстати, есть мнение, что сюжет книги и фильма “Пушки острова Наварон” частично основан на действиях этой батареи.

Отремонтированные финнами транспортеры после заключения в 1944 году перемирия с Финляндией были возвращены в СССР и включены в состав морской бригады железнодорожной артиллерии. Эти установки состояли на вооружение ВМФ довольно длительное время. В 1984 году на вооружении флота еще находились два ТМ-3-12, не считая “музейного”, установленного на форте “Красная горка”. Не так давно эта установка была перевезена в Москву и установлена на Поклонной горе.

Запись опубликована в блоге Шуры Люберецкого. Вы можете оставлять свои комментарии там, используя свое имя пользователя из ЖЖ (вход по OpenID).

Tags: военно-морское
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author