Представитель Шуры Люберецкого в ЖЖ (brat_luber) wrote,
Представитель Шуры Люберецкого в ЖЖ
brat_luber

Categories:

Игра про военных совков

16.02.2008 предпринял вылазку в магазин "Союз", что на Хвалынском бульваре, с целью закупиться коллекционной коробкой игры "Правда о девятой роте" с флягой. В 12:00 в том магазине осталось только две таких коробки.

В большой подарочной коробке имеем: DVD-диск с игрой - 1 штука, фляга армейская - 1 штука, воздух - немеряно. Стоимость комплекта - 679 рублей, складывается из фляги (аналогичные литровые фляги стоят около 400 рублей в магазинах типа "Экспедиция", в военторгах цен не знаю) и диска (голый диск стоит от 200 до 400 рублей - однако, лицензия!). Другие варианты комплектации - с тельняшкой и ремнем продаются в магазинах ХитЗона и МедиаМаркт. ИМХО тельняшка неизвестного размера и брезентовый ремень менее полезны в хозяйстве.

Что удивительно, в одном из обсуждений проскочила фраза о том, что вместо "совковой военной атрибутики" хорошо бы было положить в коробку маечку-кепочку или постер. На такие заявления товарищу ответили, что эта игра - про военных совков, и атрибутика в коробке лежит соответствующая. Фляга, кстати, досталась неплохая, со штампом "Красный выборжец 1979". Говорят, что бывают фляги и 1956 года.

Теперь - про содержимое диска. Традиционно для отечественных программных продуктов, даже позиционирующихся как очень неплохие, инсталлятор сделан грубо и топорно, видимо, в последние 10 минут перед записью мастер-копии. После этого желания запускать слепленный теми же умельцами деинсталлятор уже не возникает. Весьма ловкий ход! При установке и первом запуске проблем не наблюдал, хотя говорят о глюках, связанных с просмотром видеороликов.

Игра работает без диска, на диске защит от копирования нет. На различных трекерах уже есть весьма многочисленные раздачи, кое-где их уже успели закрыть по просьбе правообладателя. ИМХО отсутствие защит сделано намеренно, с целью сделать проект доступным для самой широкой аудитории, в том числе и принципиально не платящей за софт в силу патологий головного мозга. Замечу, что фляги, ремни и тельняшки скачавшим игру с трекеров не выдаются.

Для неинформированных кратко изложу суть игры. Жанр - симулятор боя/документальный экшен, то есть некий вариант "стрелялки" с жесткими ограничениями. Симулируется бой 9 роты 345-го отдельного
парашютно-десантного полка на высоте 3234 7-8 января 1988 года. Играть можно за одного из советских солдат и офицеров (в каждом эпизоде - за разного, то есть можно побыть пулеметчиком, артиллерийским корректировщиком и даже снайпером). Игры за "духов", естественно, нет - это вам не Каунтер-Страйк (на одном из игровых форумов, правда, быстренько слепили мод "за душманов", написал разработчикам письмо с просьбой закрыть эту возможность в патче). "Нелинейности" и прочих модных тенденций в игре нет в принципе, любое отступление от сценария (типа пойти прогуляться по минному полю или убежать с высоты подальше) жестоко карается - ибо это требование документализма.

Что удивляет непосвященного, посмотревшего небезызвестный фильм режиссера Бондарчука, так это - окружающий пейзаж, не ассоциирующийся с Афганистаном. Но на самом деле, по заверениям авторов, пейзаж восстановлен по фотографиям и воспоминаниям очевидцев.

Игра содержит не только "симулятор-стрелялку", но и некоторую подборку документальных материалов об афганской войне и том бое в частности. Большая часть материалов закрыта, и "открывается" в зависимости от успешности прохождения очередных эпизодов (подобную систему "бонусов" видел в American Chopper, там для интересных "фишек" приходилось проходить миссии по два-три раза - но здесь ситуация несколько отличается). Что же, решение удачное, мотивирует и на правильное прохождение миссий, и на просмотр открывшихся после долгого и упорного боя документов.

Итак, выберем в меню пункт "К бою". Игровые эпизоды связаны рисованными роликами, где рассказывается о предстоящем боевом задании. Пропустить ролик при первом просмотре нельзя, при последующих - можно обычным образом при нажатии клавиши Esc. ИМХО удачная находка - хочешь-не хочешь, а с документальной частью ознакомишься. Ролики и их озвучка - на высоте!

Графика - к сожалению, слабое место. Скриншоты выглядят страшновато, но на самом деле картинка на экране воспринимается по-другому - смотреть на ляпы наших художников нет времени. Озвучка игрового процесса - ИМХО довольно неплохая, но играть надо в наушниках - матюги попадаются, и довольно часто - а что вы еще ожидали во время боя? Как всегда бывает в компьютерных играх, набор реплик ограничен, иногда бывают повторы одной и той же фразы по два-три раза.

Первый эпизод - стрельба из пулемета "Утес" по наступающим гранатометчикам, для редко играющего - довольно сложный. Необходимо продержаться не менее 7 минут, в реальной обстановке младший сержант Александров отстреливался 12 минут - что почти нереально при первом прохождении игры. На игровых форумах это место обозвали "тупым тиром", но подобием Moorhuhn здесь даже не пахло - духи быстро пристреливаются, сначала попадания сопровождаются контузией, выглядит как резкое покраснение экрана, не слышно ничего, кроме стука сердца - но при этом нет таких "прелестей", как порванные барабанные перепонки, муть в глазах и слюни изо рта, затем - накрывают позицию и отправляют к экрану "Боевое задание не выполнено". Ролик после этого эпизода советую посмотреть всем любителям заявлений, что призывная армия не может быть профессиональной.

Второй эпизод играем тоже за пулеметчика (точнее, за двух последовательно), но вооруженного ручным пулеметом Калашникова - а, следовательно, передвигаемся по полю боя, отстреливая сначала бегущих вдалеке, а затем подобравшихся ближе душманов. Эпизод невероятно сложный для "непрофессионального игрока", особенно вторая половина - за Мельникова. Напомню, что "респауна" на противоположной стороне высоты нет.

Не очень понравилось то, как в этой и последующих миссиях реализован провал задания. Мало того, что вид "с вертолета" не очень впечатляет, так и душманы, повинуясь скрипту, бегут с М-16 на советские позиции, затем упираются в невидимую стенку и продолжают бег на месте. Последнее напомнило какую-то древнюю игру (грешен, названия не помню), там противники, упираясь в стену, тоже вели себя очень похожим образом.

Третий эпизод, про корректировку огня полковой артиллерии, впечатляет во-первых, масштабностью этого самого огня, наступающие кучами душманы так и валятся на землю, а во-вторых, сложностью "работы" корректировщика - в игре она в разы упрощена, не надо держать в памяти квадраты, а указание координат происходит лишь щелчком мышки.

На сайте разработчиков сообщалось, что игра была даже упрощена, представляю, каким непроходимым был первоначальный вариант. При этом те же, кто описывает последствия настоящей контузии, напоминают об отсутствии реальных осколков и пуль со стороны противника. При попадании в игрока имитаторов - жалкая красная заставка и некоторые нарушения координации... Нет, чтобы разворотить мясо и обеспечить потерю полулитра крови. Совершенно отсутствует мороз, игрок сидит дома в тепле и не дышит разреженным воздухом... Опять же, всегда можно прерваться, а все душманы благополучно подождут в укромном месте на жестком диске.

Игра сильно впечатляет, заставляет сопереживать. Однажды в третьем задании духи с восточного отрога подошли вплотную, пришлось вызвать огонь по своей позиции, нажал 'е', боец, отстреливавшийся с позиции Александрова, не успел отбежать, его накрыло. Чувствуешь себя полным чмом и редкостной свиньей. Редкие игры "пробирают" до такой степени.

Документальная часть - довольно интересная, часть материалов выложена на сайте проекта http://www.pravdao9rote.ru . Не понравился только не очень удобный интерфейс при ее просмотре, иногда страничка разрывается посередине фразы. Наверное, лучше было бы сделать обычную прокрутку сверху вниз, а не переключаемые кликом по патрону страницы.

Кстати, в игре неплохая музыка

К сожалению, не обошлось без присущих продукции наших разработчиков глюков на "экзотическом" железе и некоторых программных конфигурациях - но это традиционно будет исправлено первым же патчем. Как всегда, Windows Vista официально "не поддерживается", работа роликов - под большим вопросом.

В целом - понравилось, "симулятор боя" (именно симулятор боя, а не аркада или думообразная стрелялка) сделан очень неплохо. Отдельные просчеты впечатление не портят, графика в "ночных" эпизодах становится вполне неплохой. В качестве развлекательной "стрелялки" игра вряд ли подойдет, откровенно простых эпизодов нет. Зато для отечественного игропрома вообще и студии Extreme Developers - безусловный шаг вперед, достаточно сравнить с "Антитеррором" тех же разработчиков. Еще раз доказывает, что грамотная организация позволяет добиться хороших результатов даже в такой, казалось бы, безнадежной области, как разработка "стрелялок" в бывшем СССР.

Для полного счастья очень не хватает "кооперативной" сетевой игры - хотя бы на 2-4 участников, вполне возможно было найти один-два эпизода, где одновременно действовало несколько наших бойцов (как минимум, эпизод с корректировщиком, "игрунов" можно было бы засадить на позицию Цветкова).

Игра вышла 15 февраля - в день вывода советских войск из Афганистана, то есть, к 23 февраля "подарочный" тираж полностью раскупят. Желающие купить флягу - поторопитесь.

Немного про матчасть. Все скрипты и конфигурационные файлы хранятся в незапакованном формате, по их содержанию можно сделать вывод о гораздо бОльших возможностях движка, чем мы видим в игре. Можно ждать как многочисленных "модов" разного качества, так и последующих игр на том же движке. Темы - любые, от Курской дуги (во-о-от где будет мультиплеер так мультиплеер!) до Чечни. Техническая возможность есть, дело - за продюсерами, готовыми рискнуть и вложить деньги в проекты.
Tags: игрушки
Subscribe

  • О фактчекинге

    Наткнулся на американскую, разумеется, статью “Фактчекинг речи Владимира Путина в ООН”:…

  • Неоламаркизма псто

    Из школьной биологии мы твердо знаем, что приобретенные признаки не наследуются. Кто-то вспомнит про опыт Вейсмана, кто-то задаст простой вопрос…

  • Про псевдонауку

    Пишу сейчас довольно большой и спорный пост, пока не буду раскрывать, о чем – скажу лишь, что залез в википедию (фу, бля – скажете вы и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments