Представитель Шуры Люберецкого в ЖЖ (brat_luber) wrote,
Представитель Шуры Люберецкого в ЖЖ
brat_luber

Про “врагов унутренних”

- Унутренними врагами мы называем усех сопротивляющихся закону. Например, кого?
- Так что бунтовщики, стюденты, конокрады, жиды и поляки!

Из всего этого обширного списка речь пойдет о “стюдентах”. По альма-матери расклеены вот такие листовки (кликабельно):

igmsustipigmsuzakon

О чем говорится в первой листовке? “Студенты, аспиранты и сотрудники”, кстати говоря, нигде не называющие себя, требуют повышения стипендий. При этом они упоминают, что нынешняя стипендия составляет 1100 рублей. Это, например, стоимость 10 обедов в МГУшной столовой (и то не всякой). Не забываем о том, что студенту нужно купить еще и проездной на автобус или метро (по 250, ЕМНИП, рублей) – и возникает резонный вопрос: можно ли жить на эту стипендию? Ответ, разумеется, нет. Более того, нынешнюю стипендию никак, кроме как “подачкой”, не назовешь. О каких “определенных материальных возможностях” говорится в листовке?

Когда-то давно на форуме мехмата кем-то из тогдашних студентов было озвучено мнение, что для того, чтобы не работать и не обременять, например, родителей, студент должен получать стипендию в размере 8-10 тысяч рублей. Если принять советскую стипендию за 40 тогдашних рублей и “обменный курс” за 1:200, то получим как раз озвученые на форуме цифры. Почему в 70-е годы студенту платили за сам факт учебы без троек?

Давайте посмотрим на российское высшее образование со стороны государства. Есть довольно большое количество разнообразных “университетов” (большая часть которых – бывшие педвузы) и “технических университетов” (бывшие технические ВУЗы, отрастившие факультеты менеджмента, маркетинга и других модных иностранных слов). Каждый год в эти “университеты” вливается немалое количество денег, а на выходе получаются какие-то абсолютно никому не нужные “специалисты”. Да-да, денег уходит, как на подготовку инженера, а работает это чудо каким-нибудь “менеджером по продажам”. А теперь почитаем вторую листовку в части о “уже реализуемых реформах”.

- переход ВУЗов на финансирование через легко урезаемый госзаказ – а что еще делать, когда ВУЗы “раздулись”, требуют денег, а их выпускники оказываются невостребованы в экономике? Оплачивать нужно лишь тех, кто действительно нужен. Как бы вы отнеслись к “торговле в нагрузку” в супермаркете, когда жвачку Stimorol можно купить только вместе с парой килограмм гнилой мелкой картошки и прочих неликвидов?

- “множащие неравенство” стимулирующие надбавки – деточки, это капитализм. Скажу больше. В Москве, например, работающие в одинаковых государственных школах учителя могут получать как 9 тысяч рублей в месяц, так и 90. Самый простой принцип капитализма – кто не работает, тот не ест.

Про ФГОСы, взимание платы с родителей в средней школе и сокращение 200 тысяч учителей говорить не буду, во ФГОСах ничего про оплату обучения и сокращение учителей не говорится.

Для полного счастья почитаем и первую часть листовки. Чем нас пугают? Все той же отменой стипендии, оплатой магистратуры и аспирантуры, превращением ВУЗов в коммерческие структуры. Как выразился бы [info]sg_karamurza, “речь идет о смене парадигмы”. Я скажу длиннее, но понятнее.

В России со времен Петра Первого высшее образование существовало лишь в интересах государства. В высшей степени это проявилось в СССР, когда существовала система распределения выпускников и их обязательной работы на выбранном предприятии. Кстати говоря, справка 086у, обязательная для поступающих – это тоже наследие “проклятого прошлого”. Если у человека были какие-то заболевания, из-за которых, окончив ВУЗ, он не мог бы работать по специальности – то учиться ему просто бы не дали.

Пару дней назад слышал разговор двух теток в автобусе, которые обсуждали их общую знакомую, решившую в 55 лет поступить в институт, и успешно там учащуюся. Теток поразило то, что после окончания института та работать не собирается, а о причинах этого своего решения говорит просто: “Интересно”. Кстати, и в проект нового закона об образовании проникло мнение о том, что выпускник ВУЗа должен потом “работать в народном хозяйстве” – там есть довольно интересная и критикуемая той же “инициативной группой” формулировка о финансировании обучения на бюджетных местах в ВУЗах 2,6% граждан в возрасте от 17 до 30 лет. Более чем уверен, что проскочила эта формулировка из документов еще советских времен.

Так вот, концепция патерналистского (или тоталитарного, если хотите) государства, которое контролирует все стороны жизни общества, и в том числе – сферу образования, благополучно сдохла под забором году так в 1991. Теперь, с точки зрения государства, студент учится в ВУЗе не для того, чтобы затем работать на госпредприятии, а для удовлетворения своих личных амбиций – “интересно” ему, например. Ради личных амбиций он идет в магистратуру, в аспирантуру – и, спрашивается, зачем государству оплачивать чьи-то личные амбиции?

Собственно, следствием этого является и коммерциализация ВУЗов. Немалая часть из них, кстати говоря, уже давно превратились в “чисто коммерческие” структуры, занимающиеся продажей дипломов гособразца по сходной цене.

Чего хочется авторам листовок? Да ничего особенного – за государственный счет заниматься своими личными тараканами в голове. Почему-то в России превратно понимают американскую по происхождению фразу “Я же налогоплательщик”! У нас “налогоплательщику” должны обеспечить здравоохранение, образование, да и вообще черта лысого – и все за его налоги. А вот, например, в Штатах к самосознанию налогоплательщиков обычно аппелируют тогда, когда надо сократить какие-нибудь расходы. Послушайте, например, песенку про Federal Aid.

Так вот, господа налогоплательщики. А вы хотите, чтобы в ВУЗах учились толпы бездельников, получали за это деньги в размере прожиточного минимума (а я еще не считаю затраты на раздутые штаты ВУЗов), а потом еще за ваши же деньги продолжали заниматься разной бессмысленной фундаментальной наукой? Ведь известно, все зло от них, от ученых – вон, в Японии АЭС взорвалась!

Предыдущий параграф писать было непросто – я же понимаю, что передо мной стоит громадная панель с двумя миллионами тонкопленочных транзисторов, а в железном ящике под столом “трудятся” интегральные схемы из миллиардов транзисторов, работа которых описывается уравнениями квантовой механики. Судя по обсуждениям адронного коллайдера, большинство думает совершенно иначе.

Можно, конечно, как предлагают в листовке, “распространять информацию”, “организовывать обсуждение”, “участвовать в акциях протеста” – но, как говорил бородатый Карл Маркс, “базис определяет надстройку” – и совершенно бессмысленно требовать от капитализма того, чтобы он обеспечил “надстройку” от того, что называлось “развитым социализмом”. Ну а наука давно уже превращается в две совершенно разные вещи – в развлечение для богатых людей, как в каком-нибудь XVIII веке и в развеселые “занимательные опыты” по каналу Discovery. С чем всех и поздравляю.

PS Кстати, есть мнение, что “инициативная группа” относится просто к числу “вечно несогласных”. Уверен, что если бы им предложили по окончании МГУ “увлекательную и творческую” работу в НИИ Говна и Торфа с окладом в 15000 рублей (такие предложения висят там на стенде рядом с гораздо более заманчивыми), они возмущались бы и против этого.

Запись опубликована в блоге Шуры Люберецкого. Вы можете оставлять свои комментарии там, используя свое имя пользователя из ЖЖ (вход по OpenID).

Tags: всякое
Subscribe

  • О фактчекинге

    Наткнулся на американскую, разумеется, статью “Фактчекинг речи Владимира Путина в ООН”:…

  • Неоламаркизма псто

    Из школьной биологии мы твердо знаем, что приобретенные признаки не наследуются. Кто-то вспомнит про опыт Вейсмана, кто-то задаст простой вопрос…

  • Про псевдонауку

    Пишу сейчас довольно большой и спорный пост, пока не буду раскрывать, о чем – скажу лишь, что залез в википедию (фу, бля – скажете вы и…

Comments for this post were disabled by the author