Представитель Шуры Люберецкого в ЖЖ (brat_luber) wrote,
Представитель Шуры Люберецкого в ЖЖ
brat_luber

Программирование калечит мозг

Одной из целей появившегося в конце 80-х школьного курса информатики, как декларировали его создатели, является развитие у учащихся некоего “алгоритмического мышления”. К сожалению, они не дали четкого определения, что это такое – можно разве что посоветовать прочитать часть А1 в книге А. Г. Кушниренко для учителей информатики. Среди потоков красноречия можно найти разве что попытку объяснить, что такое пресловутое алгоритмическое мышление – это “тот стиль мышления, методы и способы, которые необходимы для перехода … от умения сделать к умению записать алгоритм”.

Я бы добавил – и прочитать. Например, все видели у кассиров в супермаркете или операционистов в банке листочки с последовательностью действий по обслуживанию клиента? Так вот, говорят (пруфлинк потерялся, его не будет), что огромную сложность вызывает введение в эти инструкции простейших ветвлений. “Почему-то” обычному человеку они даются гораздо труднее, чем машине Тьюринга. Можно сказать, что “нормальным” для потомков обезьян является “объектное” и “логическое” мышление.

Насчет последнего, я правда, сомневаюсь. Кант, например, утверждал об априорности логики, то есть о том, что она не есть результат опыта, а дана нам “от рождения”. Возможно, для “европейца” это так, а попытки задать неграм в Африке простые задачки типа “Паук и черный олень всегда вместе едят. Паук ест. Ест ли олень?” наталкивались на их, негров, полное непонимание. Белый человек, неспособный к таким рассуждениям, автоматически записывается в идиоты – и, с течением истории, все больше и больше “идиотов” исключаются из естественного отбора. В общем, можно считать, что история европейской цивилизации – это история положительного естественного отбора людей, способных к логическим рассуждениям.

Конечно, оба вида мышления необходимо развивать – в чем и состоит одна из задач педагогики. Но не становится ли развитие третьего вида, алгоритмического мышления, помехой для первых двух? Мне кажется – да, и особенно – для логического. В комментах к этой записи, например, можно найти целых двух программистов, отрицающих такой памятник логического мышления, как юриспруденция, и считающих правильным заменить законодательство в виде базы знаний на совокупность алгоритмов.

Почему-то очень часто оказывается, что развитое “алгоритмическое мышление” подменяет другие его виды – которые, несомненно, могли бы быть развиты в той же степени. В обосновании необходимости “всеобщего” обучения программированию Кушниренко пишет, что необходимо “развивать все стороны мышления, которые можем выделить” – но при этом не говорит ничего о том, что развитие одного может привести к “недоразвитию” другого. Вряд ли “алгоритмическое” мышление можно признать столь же универсально необходимым, как другие его виды – фактически, оно нужно только в профессиональной деятельности программиста, в то время, как, скажем, “логическое” мышление необходимо в гораздо большем числе ситуаций – от математики до юриспруденции.

Обучение программированию представляется мне чем-то схожим с, например, методами компрачикосов. Почему-то нанесение физических увечий для будущей “профессиональной деятельности” – то бишь попрошайничества – считается ненормальным и в “цивилизованном” обществе однозначно осуждается. А вот попытки так же покалечить мозг и, скажем, его способность к логическому стилю мышления, предпринимаемые с похожей целью – разве что попрошайничество заменяется программированием – почему-то не только не осуждаются, но и одобряются (в первую очередь самими программистами, но не только ими).

Запись опубликована в блоге Шуры Люберецкого. Вы можете оставлять свои комментарии там, используя свое имя пользователя из ЖЖ (вход по OpenID).

Tags: программирование
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author