Представитель Шуры Люберецкого в ЖЖ (brat_luber) wrote,
Представитель Шуры Люберецкого в ЖЖ
brat_luber

Про схемы метро

Московский Дептранс в своей безграничной заботе о пассажирах общественного транспорта проводит конкурс на “лучшую” схему метро. Видимо, ради того, чтобы посмотреть на эту схему, люди будут специально оставлять машины на платных парковках в пределах Садового кольца, покупать билетик на сколько-там-поездок, спускаться в метро и с восторгом разглядывать произведение современного дизайнерского искусства.

Берусь утверждать, что вси три схемы – отстой и порождение дизайнерского рака мозга и прочей самодеятельности в отсутствие нормального “технического задания”. Пройдемся последовательно по всем в порядке их популярности среди голосующих.

Для начала – студия Лебедева, благодаря своим фанатам получившая первое место.

lebedev

Лично мне с самого начала непонятны две вещи: почему обычные станции обозначены черточками, а пересадочные – кружочками, и почему переходы на “тройных” и “четверных” пересадочных узлах изображены кружками, да еще и разного диаметра. “Нечто”, изображающее переход между Александровским садом, Арбатской, Библиотекой имени Ленина и Боровицкой – это вообще вне всякой критики. Снова процитирую Саню Поддубного:

Заехали в самый центр на какое-то кольцо ну Михан и e6анул по нему круга четыре… Я сначала думал он дорогу ищет куда свернуть, но пятом круге смотрю – у него уже@!#$ шальное от таких движняков, не знает куда с этого e6аного кольца съезжать надо… Я говорю – Михан, ты что залип то? Нахер тебе этот Индианаполис? Поверни уже куда-нибудь, тут все уже@!#$вают от нас…

И действительно, нахер нам этот Индианаполис? Кстати, один малознакомый с реалиями московского метра персонаж предположил, что там – еще одна маленькая кольцевая линия :)

Кстати, в метро нет станций типа “Арбатская-2″ (читается “Арбатская-вторая”).

Второе место пока удерживает Илья Бирман. Его схема – пример того, что будет делать дизайнер в отсутствие бьющих по рукам требований.

birman

Для начала – взглянем на заголовок. Как и полагается так называемой “творческой личности”, Бирман счел для себя возможным изменять не устраивающие его элементы задания. Вместо слов “Схема линий Московского метро” он обошелся просто заголовком “Московское метро”, да еще и присовокупил информацию о времени работы. Затем – по каким-то своим соображениям убрал схему железных дорог, которая требовалась по условиям конкурса (а судя по началу атаки на РЖД платной мурзилкой Зялтом – у Дептранса есть планы по захвату пригородных электричек).

Кроме того, Бирман придумал свою систему транслитерации, якобы позволяющую иностранцу правильно фонетически прочитать названия станций. Сразу возникает вопрос – а какими правилами чтения будет пользоваться иностранец? Англичанин, немец, француз, испанец, португалец прочтут одни и те же буковки по-разному. Но дизайнер мнит себя творцом и специалистом по всем вопросам – и позволяет себе судить не только о достоинствах разных версий Фотошопа, но и о вопросах, в которых компетентен лишь на уровне здравого смысла.

Как математика, меня оскорбляет и вера дизайнеров в сплайны Безье – единственно доступные их пониманию кривые. Да, сплайн, в отличие от “чертежного” сопряжения отрезков дугой окружности, позволяет добиться непрерывности первой производной. А как же вторая, третья и так далее? Оскорбляет это и железнодорожников, которые знают о существовании переходных линий – например, радиоидальной спирали (она же клофоида, она же спираль Корню). Поверьте мне, сплайном ее можно только грубо приблизить.

Те же замечания, что и к схеме Лебедева – по поводу кружочков и черточек, обозначающих станции. Не вполне последователен и принцип “один кружок – одно название” – во всяком случае, он идет вразрез с построением схемы метро последние лет 20.

В остальном – схема красивая, можно сказать – дизайнерская. Она красиво смотрится на мониторе компьютера, а в жизни – я не знаю, зачем был выбран такой нарочито мелкий шрифт и такая низкая “информационная плотность” – белого фона на схеме Бирмана больше всего.

На третьем месте – схема РИА “Новости”. Естественно, что фанатов у РИА поменьше, чем у модного дизайнера Лебедева и менее модного – Бирмана, но эта схема мне нравится больше предыдущих.

mizinov

Какие тут можно назвать недостатки? Дизайнеры РИА “Новости” стали заложниками выбранного ими принципа использования “сетки” из пересекающихся под углом 45 градусов прямых, поэтому и вместо Кольцевой линии получился восьмиугольник.

Вместо перевода надписей на английский имеем полную халтуру. Какой такой “Alphabetical Index Stations”, что за “Suburban Way”? Похоже, переводчиков из РИА “Новости” повыгоняли поганой метлой.

Тоненькие линии, обозначающие железнодорожные ветки, путаются с координатной сеткой. В общем, недоработок тут много – но и достоинства присутствуют. Лично мне эта схема нравится больше всех. Все-таки в ней видно не только желание дизайнера “попонтоваться”, как у Лебедева с “бантиком” в правом нижнем углу, или у Бирмана с его самолюбованием на сайте.

По-хорошему, конкурс надо было бы проводить в “слепом” варианте – не указывать на схемах автора, и строго запретить им до окончания конкурса публиковать информацию о примененных новшествах (”утечка” – повод для снятия с конкурса). Мне кажется, что первое место схемы Лебедева – это результат большой известности последнего, а не каких-либо достоинств его схемы. Все три варианта, представленных для голосования, по своим “поребительским качествам” очень близки – и мне кажется, что без “поддержки” именем схема Лебедева не смогла бы настолько опередить конкурентов.

Запись опубликована в блоге Шуры Люберецкого. Вы можете оставлять свои комментарии там, используя свое имя пользователя из ЖЖ (вход по OpenID).

Tags: всякое
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author