Представитель Шуры Люберецкого в ЖЖ (brat_luber) wrote,
Представитель Шуры Люберецкого в ЖЖ
brat_luber

Про МКАД

Когда я был еще совсем-совсем маленьким :) и перешел из люберецкой в московскую школу, то среди предметов появилось абсолютно новое для меня “Москвоведение”. Большое счастье, что изучал я его всего год – потому что выдержать то ли шестой, то ли пятый урок в обществе нашей тогдашней географички было, мягко говоря, непросто. Из географии в 8 классе я помню только честно списанный с листочка на столе преподавательницы список рек с названиями (признаюсь честно, выучить, где находится Аргунь с Сухоной – а всего в списке было порядка сотни названий – довольно сложно, а найти их на контурной карте без подписей, но с номерами – и того сложней), а из москвоведения – фразу из “исторического” параграфа в учебнике – “Юрий Долгорукий основал Москву на пересечении важнейших торговых путей”.

Видимо, еще со времен Московского княжества и сложилась нынешняя транспортная структура России – когда маршрут что из Астрахани в Архангельск, что из Смоленска в Самару непременно проходит через Москву. “Важнейшие торговые пути” времен Юрия Долгорукого первратились в современные железные и автомобильные дороги, а Москва из пункта сбора мзды с проезжающих превратилась в столицу России (злые языки говорят, что это примерно одно и то же). Так или иначе, но Москву совершенно справедливо называют “городом на окраине транспортного узла” – что-то типа поселка при железнодорожной станции или деревни рядом с автотрассой, только в соответствующем масштабе.

Естественно, что жить на окраине транспортного узла неудобно – поэтому исторически “общепринятой” является ситуация, когда город возникает в глубокой древности на окраине какого-то “пути из варяг в греки”, путь превращается сначала в железную, а потом и в автомобильную дорогу – а затем, чтобы не гонять транзитный транспорт через город, вокруг города строится объездная дорога. Выглядит это, например, так:

tver-objezd

Для Москвы же, лежащей не на одной магистрали, а на целом “пучке” дорог, выходящих во всех направлениях, объездная дорога может иметь только кольцевую форму. Собственно, такой “объездной дорогой” стала Московская Кольцевая Автомобильная Дорога, или попросту МКАД, построенная в 60-х (хотя отдельные участки будущей кольцевой дороги были построены еще во время войны), и серьезно реконструированная в 90-х. Впрочем, я не хочу играть в Капитана Очевидность и дальше – замечу лишь только, что в жизни москвичей эта дорога стала настолько важной, что слово “МКАД” из сокращения превратилось в полноценное существительное – да еще и мужского рода, хотя как учит нас Розенталь, это сокращение должно склоняться по правилам женского рода – как слово “дорога”. Доколе Розентали будут учить Ивановых русскому языку?

Казалось бы, что объездные дороги строятся в первую очередь для транзитного, в первую очередь – грузового транспорта. Но вот в Москве придумали совершенно противоположную вещь – ограничили проезд транзитных большегрузов по этой дороге. Мол, МКАД используется в основном для “внутригородского” транспорта, а все остальные могут и подождать.

Удивительно, но все заявления московских властей о том, что МКАД превратился в “внутригородскую” дорогу – чистая правда. Но при этом умалчивается и причина этого – ужасная транспортная связность города. Например, доехать из Выхино в соседнее Люблино можно либо по узкой и забитой Краснодонской улице (до которой, кстати, тоже надо добраться), либо по МКАДу. Из Выхино в Вешняки? Пожалуйста, либо толкайтесь в пробках в районе улицы Паперника, либо выезжайте на МКАД. По количеству маршрутов из одного района в другой Москва похожа не на один большой город, а на два десятка населенных пунктов в окрестностях “настоящей” Москвы, лежащей внутри ТТК.

А почему на МКАД так хотят попасть большегрузы? Причина ровно та же, транспортная связность, но “во всероссийском масштабе”. До понятой теми же американцами еще в 30-х истины “каждый штат должен быть соединен со всеми своими соседями хайвеями” России с ее системой федеральных трасс еще очень далеко. Более того, те же федеральные трассы оказываются очень неоднородны по своему качеству. Если в Московской области М5 “Урал” – это практически автомагистраль, на которой вполне можно двигаться и 130, и 150 км/ч, то уже в Рязанской области создается впечатление, что дорогу бомбили фашисты, а ближе к Уралу М5 превращается в “дорогу смерти”. Это федеральная трасса, а дороги регионального значения – еще хуже.

Так или иначе, но МКАД становится “местом встречи” и транзитного, и внутригородского транспорта. Это результат огромного количества ошибок, сделанных и федеральными, и московскими властями – но “крайней” все равно делают совершенно непричастную сторону – водителей-дальнобойщиков. Ишь, разъездились тут! Чай, не баре, нечего тут по дорогам ездить. До признания того, что московские власти совершили практически “самозахват” кольцевой дороги, думаю, пройдет еще немало времени.

Кстати, по слухам, в первые дни после пресловутого “перекрытия МКАДа для транзитного транспорта” на М10 – то есть самой загруженной автодороге России (привет РЖД с Сапсанами и сокращению грузоперевозок по Октябрьской железной дороге в два раза) начали образовываться пробки в ночное время, причем аж до Твери. Причина? Все очень просто. Дальнобойщики переждали “комендантский час”, в положенное время вылезли на МКАД, доехали до Ленинградки – и вместо того, чтобы выезжать на М10 постепенно, в течение суток – оказались там практически единовременно. И без того перегруженное шоссе тут же встало. Пробка из фур на полторы сотни километров – это вам не шутки. Правда, проблемы индейцев правительство Москвы не волнуют, как не волнует никого превращение Москвы в “черную дыру” для транспорта. Замкадыши все равно утрутся.

Запись опубликована в блоге Шуры Люберецкого. Вы можете оставлять свои комментарии там, используя свое имя пользователя из ЖЖ (вход по OpenID).

Tags: автомобильное
Subscribe

  • Про кофе

    Регулярно в фейсбуке встречаю ужасы от путешествующих по Италии, которые то ли не в то время суток заказали капуччино, то ли неправильно поставили…

  • А как это называется?

    А скажите, как называется то чувство, когда ты сначала хуесосишь чувака в твиторе за тупость, а потом видишь его юзерпик в корпоративном чате? И…

  • Электронный документооборот

    Пока тут Исавнин с Артамоновым кидают друг в друга какахами на хабре из-за дистанционного электронного голосования — реальные электронные…

Comments for this post were disabled by the author