Из этой байки советский интеллигент делает несколько выводов:
1) Советская военщина считает население за "быдло", которому можно кинуть подачку в виде заведомо неисправной бытовой техники - а оно все с благодарностью схавает.
2) Советская электронная промышленность способна обеспечить лишь 5% более-менее качественной продукции, в то время как японцы и американцы вообще не знают, что такое производственный брак.
3) Как следствие первых двух пунктов - если развалить армию и электронную промышленность, то заживем, как в Америке.
На самом деле все было не так... Во-первых, выясним, откуда взялись 5%. Скорее всего, впервые про них упоминает некий Л. Левицкий в своем "Дневнике":
Вчера у Паустовских Д.М., занимающаяся ядерной физикой, рассказала, что к ним в курчатовский институт обратились с просьбой помочь производству так называемых тонких технологий, которое находится в жалчайшем состоянии. Транзисторы делаются вручную. Оказывается, “выход продукции” только 5%. Остальные 95% — брак. Работа эта филигранная, делают ее молодые девушки, которые к 25 годам становятся инвалидами. Теряют зрение. Это при том, что наши транзисторы, которых кот наплакал, ни в какое сравнение не идут с японскими.
Конечно, филологическое образование дает Левицкому полное право рассуждать о тонкостях производства полупроводников и сравнивать советские транзисторы с японскими. Дело происходит в 1968 году, "Made in Japan" в те времена - примерно как сейчас "Made in China". Но речь не об этом. Филолог путается в показаниях. 5% - это абсолютно нормальный показатель "выхода" чистых полупроводниковых кристаллов, для конца 60-х - даже очень высокий. Оставшиеся 95% - это не брак, они идут в "переплавку". В 80-е байку подогнали к изменившимся реалиям, и она превратилась в то, что я написал чуть выше.
Правда, возникает еще один вопрос. Что это за "молодые девушки, которые к 25 годам становятся инвалидами"? Ответ еще проще. В отличие от иного контингента, у них есть очень ценное качество - более "точные" руки в течение рабочего дня. Это связано с кровяным давлением и особенностями психики.
"Инвалидность в 25 лет" - тоже переврано, "25 лет" - это легенда для отдела кадров. У нерожавших женщин меньше выделения через подушечки пальцев. Это второе ценное качество.
Оба ценных качества, кстати, открыли японцы.
Теперь - про военную приемку. Если бы филологи с историками прошлись сейчас по Митинскому радиорынку, то с удивлением обнаружили бы, что микросхемы с приемкой "5" и "9" отличаются от обычных микросхем. Основное отличие, кроме цены - корпус. Обычно микросхемы "военных" серий "упаковывают" в металлостеклянный или металлокерамический корпус с целью расширить так называемый "температурный диапазон". Это повышает надежность до совершенно запредельных высот.
Кстати, всякий советский интеллигент уверен, что в Цивилизованном Мире военная приемка отсутствует. На самом деле все немного не так. Во-первых, вместо широкораспространенных логических микросхем 74-й серии в танки "Абрамс" и истребители Ф-16 ставят их аналоги из 54-й серии, тоже в металлостеклянных корпусах и с расширенным температурным диапазоном. Во-вторых, практически все производители микросхем выпускат их в различных исполнениях - обычно они называются "стандартное", "промышленное" и "расширенное". Разница - в температурном диапазоне и тех значениях, которые в даташитах называются "Absolute Maximum Ratings".
Удивительно еще и то, что по некоторым позициям советская электроника опережала "общемировой уровень". В те же 80-е только 4 страны в мире могли делать микропроцессоры. СССР в их число входил. Япония - нет. По другим позициям отставание составляло 3-5 лет и сокращалось. Сегодня уничтоженая "перестройкой и гласностью" радиоэлектронная промышленность Российской Федерации использует технологии двадцатилетней давности, немногие еще работающие предприятия так и не могут довести до большой серии свои "новые" разработки. Зато на прилавках супермаркетов ни днем, ни ночью не исчезают 20 сортов нежно любимой советским интеллигентом Колбасы, сделанной из бразильского и аргентинского мяса с добавлением китайской сои.
Спасибо пятнистому большевику за такой охерительный прогресс.