Представитель Шуры Люберецкого в ЖЖ (brat_luber) wrote,
Представитель Шуры Люберецкого в ЖЖ
brat_luber

Про Кристофера Бидвуда Томсона, барона Кардингтонского

Я как-то обещал написать немного про то, как господин из заголовка этой записи получил титул барона. История довольно интересная сама по себе – показывающая роль своеобразного “кумовства” в английской политике 20-х годов, но требующая неких пояснений в духе текстов про “королеву, которая царствует, но не правит” из учебника по английскому для восьмого класса. С них и начну.

Общеизвестно, что в Великобритании с давних времен существует некое подобие “конституционной монархии” (несмотря на то, что конституции у них нет, а есть странная смесь из законодательных норм и “конституционных обычаев”), где власть короля (или королевы) ограничена Парламентом. Парламент двухпалатный, состоящий из Палаты общин и Палаты лордов. Члены первой избираются, члены второй – обладатели дворянских титулов (которые присваиваются монархом), членство в ней пожизненное, и более того – передающееся по наследству вместе с титулом (если таковой – наследственный). В отличие от многих других стран, исполнительная и законодательная власть не разделены – правительство формируется исключительно из членов Парламента, а глава Правительства (премьер-министр), который его и формирует, обычно – лидер большинства в Палате общин.

Теперь мысленно перенесемся в 1924 – или нет, лучше в 1919 год – когда бригадный генерал Кристофер Томсон вдруг решил “пойти в политику”. Естественно, что в сильных и многочисленных Консервативной или Либеральной партиях ему было ловить нечего – поэтому он сделал “ход конем” в своей политической карьере – став членом Лейбористской партии (использую тут “транскрипцию” названия, хотя в начале 20-х правильнее было бы называть ее “Трудовой” – именно так воспринимал это название британский избиратель). Разумеется, что на выборах “одномандатников” в 1922 и 1923 он провалился – представьте себе, скажем, “бизнесмена”, баллотирующегося от КПРФ. Но вместо участия в каких-то дурацких “выборах” Томсон сдружился с лидером лейбористов Рамси МакДональдом.

Выборы в Парламент в 1923 году завершились тем, что ни одна из партий не могла сформировать парламентского большинства – Консервативная партия получила 258 мест, Лейбористская – 191, Либеральная – 158, остальные партии разобрали оставшиеся 8 мест. К январю 1924 года лейбористы и либералы сумели сформировать коалицию, получив большинство – после чего МакДональд приступил к формированию правительства. Он встал перед довольно сложной проблемой – у него имелась партия, состоящая из социалистов – читай идеалистов-болтунов, из которых нормальную исполнительную власть не сформируешь. Отдавать места в правительстве либералам не хотелось, а в лейбористской партии людей с каким-то минимальным политическим опытом просто не было – и тут совершенно кстати подвернулся Томсон, во время Первой Мировой бывший военным атташе в Румынии и членом британской делегации на Версальской конференции. Это лучше, чем ничего – но оставалась одна проблема – он не был членом Парламента.

Но что не сделаешь для кореша, когда хочешь протащить его в правительство? Премьер-министр Великобритании имеет право представить кого угодно (ну, не совсем, конечно – есть требование в виде “заслуг перед государством” – но оно, в принципе, неформализуемо) к титулу пэра – дающему право на членство в Палате лордов. При формировании своего правительства МакДональд воспользовался эти правом для двух человек – Сиднея Оливье, ставшего Государственным секретарем по делам Индии, и Кристофера Томсона – который занял пост Государственного секретаря авиации. Но если Оливье был уже опытнейшим политиком, еще в 1887 году бывшим “Секретарем по делам колоний” в “парламенте на Черинг-Кросс” – была такая попытка социалистов из “Фабианского общества” поиграть в политику, а с 1890 по 1907 годы занимавшим различные должности в колониях – вплоть до губернатора Ямайки – короче говоря, сложно было найти лучшую кандидатуру на его пост, то Томсон не имел никакого отношения к новой должности. Но быть дружбаном премьер-министра важнее. Томсону предлагали различные посты – вначале – министра иностранных дел, затем – министра обороны, и только потом – должность министра авиации, которая, в отличие от предыдущих, особой ответственности не предполагала и Томсона устраивала полностью.

Немножко скажу о выборе титула – потому что деревня Кардингтон в Бедфордшире – это полный Зажопинск. Дело в том, что одним из первых шагов Томсона на посту министра стало принятие дирижаблестроительной программы 1924 года (которая его и сгубила – в буквальном смысле). Одним из отличий принятой программы от более ранних предложений сэра Деннистоуна Берни было строительство двух экспериментальных дирижаблей – R100 и R101, соответственно фирмой “Виккерс” и Королевским Дирижаблестроительным Заводом (Royal Airship Works), находившимся как раз в Кардингтоне. Соответственно, титул, выбранный Томсоном, был своеобразной “ставкой на успех” программы – и более того, ставкой на то, что построенный на государственные средства корабль окажется лучше. Довольно забавно, что пресса называла строящийся фирмой “Виккерс” R100 “капиталистическим”, а “правительственный” R101 – “социалистическим”. Своеобразное “соревнование” превращалось еще и в вопрос политического престижа.

К предыдущему абзацу может возникнуть вопрос – а почему титул был выбран еще до того, как Томсон приступил к своим обязанностям, и до принятия программы (в мае 1924)? Тут мы имеем дело с замечательной особенностью британской политики: “оппозиция Его Величества” – или несформированное еще правительство, разницы тут нет – должна быть всегда готова к тому, что она вот-вот станет исполнительной властью, и иметь план действий на ближайшее будущее. Этот “план действий” у Томсона оказался вполне амбициозным, а главное – полностью позаимствованным у Берни, за исключением – вполне вписывающимся в лейбористские представления – государственного участия. Британский историк авиации Питер Мейсфилд, в своей книге To Ride The Storm: The Story of Airship R.101 последовательно доказывающий, что Томсон был замечательным министром авиации, а R101 – превосходным дирижаблем (в обоих утверждениях можно обоснованно сомневаться), иронизирует, что предложения Берни состояли примерно в следующем – правительство дает бешеные деньги фирме “Виккерс” (точнее, специально созданной ради грандиозного попила ее дочерней компании), та строит на эти деньги несколько дирижаблей и сама же эксплуатирует их на коммерческих линиях. “Виккерсу” достаются деньги, а правительству – ничего, кроме “респекта и уважухи”. Может быть, внесенный Томсоном элемент “государственного участия” и был логичным – но результаты оказались далеко не теми, на которые он расчитывал в 1924 году.

Ну и закончить эту запись я бы хотел ссылочкой на газетную заметку 1930 года – где в катастрофе R101 обвиняют исключительно правительство лейбористов – и более того, обвиняют его в том, что оно предало интересы социализма и придерживается политики “британского империализма”. Как мне кажется, прекрасная иллюстрация принципа “будьте фундаменталистами” из “15 советов тем, кто создает общественное движение” (см. сборник “Уши машут ослом“). Можно как угодно относиться к коммунистам и социалистам любого толка – но надо признать, что это у них получается здорово.

Запись опубликована в блоге Шуры Люберецкого. Вы можете оставлять свои комментарии там, используя свое имя пользователя из ЖЖ (вход по OpenID).

Tags: всякое
Subscribe

  • Лебедев против Навального

    Вот, кстати, то, что я в свое время предлагал в качестве умственного упражнения (пассаж про сайт Большого театра):…

  • Блоггер Овальный и его почта

    Почти во всех обсуждениях пресловутого взлома почты этого известного персонажа за “аксиомку” принимается его исключительная честность…

  • К психозу дня

    Что вы видите на этой картинке? Запись опубликована в блоге Шуры Люберецкого. Вы можете оставлять свои комментарии там, используя свое имя…

Comments for this post were disabled by the author