Представитель Шуры Люберецкого в ЖЖ (brat_luber) wrote,
Представитель Шуры Люберецкого в ЖЖ
brat_luber

Про школьную математику

По интернетикам ходит вот такая пара картинок, с подписями “Было”:

math_old

И “Стало”:

math_new

Нам предлагают сделать из этого вывод, что раньше школьное образование было ого-го-го, а нынешние выпускники – все сплошь “жертвы ЕГЭ”. Утверждаю, что:

а) сложность “профильного” ЕГЭ не уступает “традиционному” экзамену, а “базовый” предназначен исключительно для отсева клинических дебилов, каким-то образом просочившихся в 11 класс;
б) те, кто занимается перепостами этой пары картинок – ничего не понимают в математике.

Утверждение а) проще всего проиллюстрировать ссылкой на интервью с Иваном Ященко:

http://polit.ru/article/2013/06/03/ps_jashenko/

ЕГЭ, особенно “базовый”, видится его авторам, как экзамен на “аттестат зрелости”. Если человек не собирается связывать свою дальнейшую жизнь с математикой в той или иной мере – зачем ему вот эти закорючки из второго варианта? Достаточно убедиться лишь в том, что он умеет немного считать, решать какие-то несложные уравнения, понимает, что такое графики… – в общем, сами смотрите вариант для базового уровня или открытый банк заданий. Не справиться с базовым уровнем (то есть не решить хотя бы 4 задачи оттуда) может лишь клинический дебил. “Профильный” же уровень заметно сложнее варианта на первой картинке.

Кстати, я даже догадываюсь, откуда взялось задание под номером 9. Если бы вы только знали, сколько школьников, получив в текстовой задаче какие-то невменяемые значения (типа скорости пешехода в 55 км/ч или высоты здания в пару сантиметров), нисколько не сомневаются в результате! Экзамен – это не только проверка знаний учащихся, но и важнейший инструмент “обратной связи”. Как понять, знают ли вообще школьники, что такое метр, килограмм, секунда? Давайте дадим вот такую элементарную задачку! Думаю, по итогам будут сделаны некоторые выводы довольно “глобального” масштаба.

Что же касается выпускного экзамена 1991 года – то “идейно” он недалеко ушел от “полного” базового ЕГЭ (первых 20 задач). Да, там немного больше синусов, косинусов и логарифмов – но он настолько идейно беден, что сводится к проверке самых элементарных навыков. Кратенько прокомментирую эти 6 задач:

Задача 1 – тригонометрическое уравнение, решается применением формул приведения и сведением к квадратному уравнению относительно sin x.

Задача 2 – аналогично бездумно применяем элементарные свойства логарифмов, получаем квадратное уравнение. Главное – не забыть аккуратно учесть область определения.

Задача 3 – сводится к сравнению квадратного корня из 7 и 3. Решается в уме.

Задача 4 – построить график, посчитать два определенных интеграла. Плод попытки протащить в школу “начала анализа”, по моему мнению – исключительно вредной. Вместо “анализа” получаем бездумное натаскивание на какие-то непонятные действия под названием “дифференцирование” и “интегрирование”. В курсе алгебры что-то подобное называлось “формальным дифференцированием” – и это название прекрасно передает суть происходящего!

Задача 5 – онанизм. Механически сконструированная функция и не менее идиотское задание “найдите область определения”. Сводится к проверке того, что π/2 < 3 < π.

Задача 6 - если в №5 мы занимались "формальным интегрированием" - то здесь требуется "формальное дифференцирование" и механический навык поиска экстремумов - продифференцировать, найти нули производной, подставить 4 значения x, сравнить. К математике это не имеет ни малейшего отношения. Опять же, появление такого в школе – крайне вредно, так как объяснить на приемлемом уровне смысл дифференцирования в школе невозможно, и все сводится к зубрежке описанного выше волшебного рецепта.

Все эти задачи решаются бездумно, в одно-два элементарных действия, и пусть вас не пугают закорючки типа sin и log – достаточно знать лишь самые элементарные свойства этих функций. Считать этот вариант сложным в сравнении с базовым ЕГЭ – где точно так же присутствуют задачи на знание свойств элементарных функций – может лишь человек, окончательно забывший школьную математику, но сохранивший вбитый школой ужас перед вот этими закорючками. Тем смешнее разговоры про “гибкость ума и логику” из обсуждения этих картинок.

Запись опубликована в блоге Шуры Люберецкого. Вы можете оставлять свои комментарии там, используя свое имя пользователя из ЖЖ (вход по OpenID).

Subscribe

  • Таджикоанглийский

    Один ли я, читая Release Notes на этой картинке, вспоминаю Равшана и Джамшута? Запись опубликована в блоге Шуры Люберецкого. Вы можете…

  • Вдогонку истории про Кинопоиск

    Почитал комментарии к “перезапуску” Яндексом Кинопоиска. Что хочу сказать? Яндексовцы сделали просто офигенный и современный “сайт…

  • И еще вдогонку

    Вот обсуждают все пресловутый флешмоб “про 90-е”. Кто-то честно выкладывает фоточки “из детства”, кто-то – истории про…

Comments for this post were disabled by the author