Представитель Шуры Люберецкого в ЖЖ (brat_luber) wrote,
Представитель Шуры Люберецкого в ЖЖ
brat_luber

Еще кого-нибудь обосру – на очереди TU Darmstadt

Вот я, например, ругаю отечественных доцентов, пытающихся преподавать “информатику” и одновременно хвалю всяких там иностранных Керниганов. Впору заподозрить меня в “низкопоклонстве перед Западом” – но нет, обгадить надо всех ровным слоем. Сегодня под раздачу попадет Технический университет Дармштадта – так получилось, что я добрался до тамошних лекций по Allgemeine Informatik (на русский переводится примерно как “общая информатика”), почитал конспект гуглотранслейтом и ужаснулся.

http://www.ke.tu-darmstadt.de/lehre/archiv/ws0607/ai1/material/

Технический университет Дармштадта – это вам не кот чихнул, а, как подсказывает нам Педивикия, “один из наиболее известных технических университетов, является членом TU 9″. Вводный курс по “общей информатике” читает профессор Йоханн Фурнкранц – может, он действительно большой специалист по “искусственному интеллекту”, но преподавать не умеет от слова совсем.

Итак, курс “общей информатики” рассчитан на два семестра, читается он бакалаврам и магистрам разных специальностей – как связанных, так и не связанных с программированием. Не будем пока особо вникать в содержание и посмотрим на контрольную работу из второго семестра (гуглотранслейт вам в помощь).

Вопрос первый стоимостью 10 баллов – про память компьютера Commodore C64. Мгновенно отсекает студентов, не слышавших слова типа “шина адреса” и “шина данных” – ну или привыкших думать над вопросом, а не мгновенно переводить все встреченные числа в двоичный вид. Теоретически, ответ на этот вопрос можно найти в лекциях – на 6 слайде лекции про фон-Неймановскую архитектуру немножечко рассказывается о разрядности данных и адреса, но многие ли студенты будут в состоянии это запомнить, понять и применить на экзамене?

Второе задание на 12 баллов проверяет склонность к зубрежке и начетничеству, которую многие преподаватели путают с освоением предмета. Вопрос – “что такое дигитализация и почему это важно для современных компьютеров?” Прилежный студент-отличник должен встать по стойке “смирно” и бодро оттарабанить заученное: “Современные компьютеры – это цифровые компьютеры и вся информация, как то: символы, тексты, изображения, музыка, видео и так далее должна быть преобразована в цифровую форму, то есть представлена последовательностью из нулей и единиц!” Просто прекрасен вопрос о том, является ли Java интерпретируемым или компилируемым языком. Интересно, можно ли на экзамене сказать про JIT-компиляцию, или профессор выпадет в осадок?

Задание третье, 8 баллов – таблицы истинности. Ну тут сложно придумать что-то совсем нехорошее. Единственная претензия с моей стороны – вот такие обозначения для всяких там дизъюнкций и конъюнкций только запутывают. Одна и та же операция может обозначаться аж тремя способами (”как в математике”, буковками – OR, AND, NOT, и “как в Java” – &&, ||, !) – не многовато ли?

Задание четвертое аж на 15 баллов. Тут начинается “программирование”. О том, как оно изучается – надо сказать отдельно. Быть может, и неплохо вводный курс программирования начинать с “робота” типа того, который был в учебнике Кушниренко (вообще, “гонять робота по клетчатой доске” – прекрасный способ продемонстрировать “содержательное” программирование, не прибегая к математике типа метода Ньютона или даже квадратных уравнений), но “немецкий” Karel J. Robot – это что-то чудовищное.

Во-первых – может быть, многие уже забыли, но Си-подобный синтаксис – это полная дикость для человека, видящего его в первый раз. Хуже может быть только какой-нибудь APL (и то не факт). Немецкий “робот” – это довольно тонкая “обертка” над языком Java, соединенная с редкостно уебищной IDE. Вы удивитесь, но у живого человека возникают проблемы с тем, надо или не надо ставить точку с запятой после for(…) или if(…), где ставить и где не ставить какие скобки (их, напомню, в Си и других языках с похожим синтаксисом аж три сорта), ну и так далее. В любом редакторе кода для “кушниренковского” (в широком смысле – отношу сюда и разработанного в 57 школе “Робота“) эта проблема решалась тем, что все конструкции языка программирования вводились через контекстное меню (что-то типа Code Snippets во “взрослых” IDE) – здесь же не умеющих программировать студентов оставляют наедине с ущербным текстовым редактором (кажется, даже без подсветки синтаксиса). Зато полдесятка слайдов в лекции по работе с Karel J. Robot и задание в одной из контрольных посвящены всевозможным “орфографическим” ошибкам – что как бы намекает на основные сложности.

Впрочем – и это будет второй и главной претензией к содержанию курса – он вовсе не рассчитан на “не умеющих программировать”. Первый же пример кода в этом курсе появляется во второй лекции (слайд 21). Вы уже знаете, что такое переменная, массив, цикл? Тогда вам остается только покивать головой “Ja, Ja” в ответ на объяснения со следующего слайда. Не знаете? Это ваши проблемы. Я почти не шучу – “программирование” начнется в лекциях по Karel J. Robot и новые понятия будет появляться в бешеном темпе. Прекрасно, если вы что-то слышали про условный оператор и циклы в любом языке программирования. Не слышали? У вас есть три слайда, чтобы разобраться.

Заодно – и это, как я слышал, нередко в немецком “программистском” образовании – в этом курсе очень большое внимание уделяется построению безумных иерархий классов. Я видел выпускника немецкого ВУЗа, считавшего, что он умеет программировать на Java – но все это “программирование” сводилось к написанию кучки классов и интерфейсов. Примером тому может служить и эта задачка.

Столько же баллов “стоит” и задание номер 5 – элементарная задача по работе с массивами. Единственная сложность, видимо – “программирование на бумаге”.

Следующие два задания по программированию – снова “робот” (25 баллов) и Java (15 баллов), надо реализовать довольно подробно расписанное “техническое задание”. Казалось бы, в оцененной в 25 баллов задаче надо как-то проявить смекалку и креативность? Но нет, там тупейший кодинг, сопряженный с борьбой против убогости “робота”.

Что же видим по итогам двух семестров (в техническом университете, хочу заметить)? Проверяемый уровень знаний соответствует примерно российскому ЕГЭ по “информатике”, да еще и отягощен бездумным изучением Java. В курсе не разбирается ни одного хоть сколько-то нетривиального алгоритма (видимо, из-за нехватки времени). Да что там говорить, когда в лекции “Что такое методы” примерно половина слайдов уделена вопросу, чем метод класса (то есть с ключевым словом static) отличается от метода объекта!

Теперь – маленькая вишенка на торте. Напомню, что этот курс читается всем специальностям, где предусмотрена “информатика”, в частности – магистрам по специальности “компьютерная лингвистика“. Два семестра из четырех отводится на этот лютый онанизм, предназначенный скорее для будущих “профессиональных программистов на Java” – и лишь в третьем семестра ВНЕЗАПНО в программе появляется Python с NLTK. Хочется спросить – а почему бы не начать с того же питона? Но нет, сначала надо вынести мозг при помощи Java, а затем немногим выжившим – показать их настоящий профессиональный инструмент.

UPD Первая лекция третьего семестра у компьютерных лингвистов начинается со сравнения Java и Python в духе “в Java ужас-ужас и непонятно, а в Python все очень легко и просто”:

java-vs-python

Вопрос о целесообразности изучения Java в течение двух первых семестров остается открытым.

Заодно – начинать с Java, говорят, вредно и для будущих программистов. Во всяком случае, мучения джависта, пытающегося осознать “модель RAM” из первой же главы книжки Кормена я как-то наблюдал лично.

Запись опубликована в блоге Шуры Люберецкого. Вы можете оставлять свои комментарии там, используя свое имя пользователя из ЖЖ (вход по OpenID).

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Про кофе

    Регулярно в фейсбуке встречаю ужасы от путешествующих по Италии, которые то ли не в то время суток заказали капуччино, то ли неправильно поставили…

  • А как это называется?

    А скажите, как называется то чувство, когда ты сначала хуесосишь чувака в твиторе за тупость, а потом видишь его юзерпик в корпоративном чате? И…

  • Электронный документооборот

    Пока тут Исавнин с Артамоновым кидают друг в друга какахами на хабре из-за дистанционного электронного голосования — реальные электронные…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments